Форвадер является многофункциональной самоходной машиной, используемой в лесозаготовке. Его основным назначением является сбор и перевозка леса для осуществления последующей переработки. Помимо этого, машина производит подсортировку бревен. Она состоит из двух модулей — специального погрузочного манипулятора и тележки для перевозки грузов.

Особенности работы

Форвадер или специализированный трактор осуществляют трелевку поваленных деревьев до лесовозной дороги. Для этой цели подойдет и обычный трактор, дополнительно оборудованный трелевочной лебедкой. Однако форвадер отличается большей мощностью.

Процесс трелевки включает:

  • пустой ход машины;
  • процесс загрузки;
  • передвижение между пунктами погрузки;
  • перевозка лесозаготовок;
  • разгрузка машины на складе;
  • непредвиденные остановки.

Большую часть времени занимает погрузка леса (приблизительно сорок процентов). На разгрузку уходит около двадцати процентов.

Условия эксплуатации

Благодаря галогеновым фарам высокой мощности, форвадер позволяет продолжать работу ночью, обеспечивая безостановочность процесса лесозаготовки.

При совместно работе с харвестером достигается максимальный уровень производительности. Это особенно важно в холодное время года, когда бревна следует незамедлительно транспортировать на склад. При долгом нахождении сортиментов на открытом воздухе, они могут быть занесены снегом. В этом случае с приходом тепла они подвергаются вероятности заражения вредителями. Максимальное время нахождения леса на участке не должно превышать двух дней.

Чаще всего на форвадере располагаются шасси с гидростатическо-механической трансмиссией. На шасси, как правило, шесть или восемь колес. Это значительно повышает проходимость. Управление производится из кабины. На подлокотниках располагаются рычаги, осуществляющие движение манипулятора. Кабина не может вращаться самостоятельно. Однако такой функцией оснащено кресло оператора, которое может развернуться в необходимом направлении. Это позволяет грузить лес практически по кругу.

Устройство гидроманипулятора

Манипулятор располагается спереди форвадера, на кабине или в задней части. Если он устанавливается сзади, то длина машины за счет этого увеличивается. Это позволяет срезать повороты при движении. К тому же такая конструкция более устойчива при погрузке.

Манипулятор соединяется с каркасом через станину, оснащенную поворотным механизмом. Механизм включает в себя пару цилиндров и колонну, на которой закреплены зубчатые рейки. Рейки обеспечивают вращение шестерни на колонне. Это позволяет осуществлять поворот до 380 градусов.

Ротатор может крутиться в любую сторону.

Следует помнить, если грузовой отсек пуст, не стоит производить погрузку бревен большой массы. Это может нарушить устойчивость техники. Во избежание этого, тяжелые бревна подтаскиваются заранее.

Технические характеристики

На рынке спецтехнике представлен большой ассортимент различных моделей форвадеров. При покупке следует обратить внимание на следующие параметры:

  • ходовая система;
  • общий вес;
  • мощность силового агрегата;
  • показатели грузоподъемности;
  • скорость езды;
  • мощность тяги;
  • величина грузового отсека;
  • величина производительности;
  • размер угла поворота крана.

Особенности классификации

Форвадеры классифицируются в соответствии с различными характеристиками:

  1. Тип ходовой. Они бывают: 8 на 8, 6 на 6, 4 на 4. Колеса могут дополнительно оснащаться цепями, предотвращающими скольжение, или гусеничными накладками.
  2. Вес машины. Он варьируется от 5 до 20 с лишним тонн. В соответствии с этим показателем форвадеры подразделяют на легкие (5-10), средние (10-15), тяжелые (15-20) и сверхтяжелые (выше 20).

Тележка состоит из двух частей — передней решетки и боковых коников. Она может быть фиксированной конструкции или иметь возможность трансформироваться — менять величину объема и геометрию.

Размер погрузочного отсека может составлять от пяти до двадцати пяти м3.

Производительность

Величина выработки зависит от различных факторов. При совместной работе с харвестером она составляет приблизительно двенадцать м3 в час. Важную роль играет квалификация и опыт водителя.

На территории Европы и в России большой популярностью пользуется скандинавский метод заготовки древесины, впервые примененный шведами и финнами. Он представляет собой ассортиментную лесозаготовку при помощи спецтехники — харвестера и форвадера.

Одна такая пара способна заменить восемьдесят рабочих. Разница в объемах годовой машинной заготовки и с использованием ручного труда несоизмерима — 60000 м3 против 8000 м3 соответственно.